Lada Eva — самый мощный автомобиль СССР для экстремальных гонок

32

Одним из самых популярных автомобилей СССР по праву считается ВАЗ-2108, также известный как «восьмерка». Это был переднеприводный хэтчбек, в салоне которого могли поместиться пять человек — советские люди впервые получили возможность купить автомобиль с необычным по тем временам дизайном и передним приводом. Конечно, со временем у легенды 1980-х годов обнаружились минусы, но о нем до сих пор вспоминают с теплотой, ведь автомобиль легко поддавался тюнингу: люди меняли не только его внешность, но и вносили улучшения в техническую часть. Существовало много модификаций ВАЗ-2108, и самым интересным из них был Lada Eva — «монстр», предназначенный для экстремальных гонок.

В 1980-е годы Lada Eva был один из самых обсуждаемых автомобилей

Гоночные автомобили СССР

В статье про самые культовые модели «Москвичей» мы выяснили, что во времена СССР инженеры создавали не только семейные автомобили, но и скоростные машины для гонок. Среди них был как футуристический «Торпедо-ГАЗ», напоминающий ракету, так и современно выглядящий «Меркурий» на основе народной ВАЗ-2106.

Советский гоночный автомобиль «Торпедо-ГАЗ»

Советский автомобиль «Меркурий»

Но Lada Eva— советский автомобиль, который не имел аналогов. Разработка этой модели началась в 1984 году, специально для участия в раллийных гонках группы Б, которые были самыми экстремальными в мире. Соревнования считались опасными потому, что участвующие в них автомобили не имели никаких ограничений: они могли быть бесконечно мощными, легкими и изготавливаться из самых высокотехнологичных материалов.

Видео с ралли группы Б

Каким был самый быстрый советский автомобиль

Автомобиль Lada Eva соответствовал всем пунктам этого описания. Инженеры из литовского Вильнюсского Автозавода под руководством инженера Стасиса Брундзы (Stasys Brundza) взяли в качестве основы ВАЗ-2108. Его внешний вид был полностью переработан и из «восьмерки» остались разве что оптика, двери и лобовое стекло. Кузов был сделан максимально аэродинамичным и легким, а капот и багажник были откидными и изготовленными из стеклопластика. Хорошая аэродинамика и легкий кузов значительно увеличивали скорость Lada Eva, но это не главное.

Дизайн автомобиля Lada Eva

Lada Eva с открытым капотом и «багажником»

В качестве двигателя Lada Eva выступил движок от ВАЗ-2106, более известного как «шестерка». Он обладал мощностью в 80 лошадиных сил, чего с лихвой хватало для семейных поездок, но для раллийных гонок он был слабоват. Но литовские инженеры нашли способ наделить его «звериным» характером. Из оригинального двигателя они оставили только блок цилиндров, а все остальное заменили. Они установили впрыск топлива Lucas, турбонаддув, улучшенную систему смазки, кованные поршни, новую камеру сгорания и так далее. В итоге 80 лошадок превратились в… 300 лошадиных сил.

Автомобиль Lada Eva был оснащен двигателем мощностью 300 лошадиных сил

Это было что-то революционное, потому что советских людей можно было удивить даже сотней «лошадок», а тут целые три сотни. В 80-е с Lada Eva мог конкурировать разве что BMW M5 (E28), мощность двигателя которого составляла 286 лошадиных сил. Новинка в одно мгновение стала самым быстрым автомобилем СССР и им даже заинтересовались в правительстве — было дано разрешение на производство 200 экземпляров.

Автомобиль BMW M5 (E28)

Автомобиль Lada Eva настолько впечатлил людей, что у инженеров возникла идея выпустить модель LADA EVA S-PROTO с двигателем на 350 лошадиных сил. Но до него дело так и не дошло, потому что Международная автомобильная федерация (FIA) запретила гонки группы Б.

Почему запретили ралли группы Б

Это произошло в 1987 году. Разработанные для раллийных соревнований группы Б автомобили поражали своими техническими характеристиками — гонки были крайне зрелищными и собирали огромное количество зрителей. Однако, вместе с этим, они были очень опасными, и речь идет не только о здоровье водителей —в ходе Port Wine Rally в Португалии, автомобиль Ford RS200 влетел в толпу зрителей. В результате этого чрезвычайного происшествия, десятки людей были ранены, а три человека погибли. После этого ужасного события Ford перестал участвовать в гонках, но они еще не были закрыты.

Автомобиль Ford RS200 въехал в толпу зрителей в 1986 году

Последней каплей была авария 2 мая 1986 года. Во время соревнования финский гонщик Хенри Тойвонен не справился с управлением и, вместе со штурманом Серджио Кресто, вылетел в пропасть. После падения их автомобиль Lancia Delta S4 загорелся и взорвался. Как вы уже могли понять, экипаж автомобиля не смог вылезти наружу и погиб. Некоторые детали происшествия до сих пор остаются неизвестными, потому что у аварии не было свидетелей, а кузов машины полностью сгорел, остался только каркас.

Хенри Тойвонен, Серджио Кресто и автомобиль Lancia Delta S4

Удивительный автомобиль Lada Eva так и не смог поучаствовать в гонках. Было выпущено всего лишь четыре экземпляра — два из них существуют до сих пор и хранятся в одном из музеев Литвы.

Источник